ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВДА

В конце 1976 – начале 1977 года четверо или пятеро «выпускников» Алатин перешли в Ал-Анон, взрослую версию собственной программы. В Алатин они изучали влияние, которое оказали на них родители-алкоголики, созависимые и жизнь в алкогольной среде. В Ал-Анон им неожиданно предложили научиться спокойно жить в дисфункциональной обстановке. Мы можем только догадываться о том внутреннем смятении, которое охватило этих молодых людей, не говоря уже о том, что они боялись вызвать недовольство окружающих их родительских фигур в Ал-Аноне.

Должно быть, в Алатин  они хорошо научились понимать и удовлетворять свои потребности. Поэтому  организовали свою группу Ал-Анон и назвали её «Надежда Взрослых Детей Алкоголиков». Встречаясь в Смитерс Билдинг на Манхэттене, эта группа использовала приветствие и завершение Ал-Анона, но остальная часть встречи отличалась.

В это время один из старейших членов Ал-Анона и АА рассказывал на собраниях о влиянии своей «давней истории» взросления в доме алкоголиков на его взрослую жизнь. Тони А. тогда было около пятидесяти. Синди, участница группы «Надежда Взрослых Детей», услышала историю Тони и попросила его быть приглашённым спикером на собрании её группы.

Тони А. пошел на группу и поделился своим опытом, силой и надеждой. Рассказал о характерных особенностях, которые он обнаружил в своей взрослой жизни из-за того, что рос в доме алкоголиков. Новым выпускникам Алатина было чуть больше двадцати, а Тони — полвека. Тем не менее, различия в возрасте растворились в общем прошлом, опыте и чувствах. Были слезы и смех, а также чувство принадлежности и понимания, то, что не зависит от возраста. Они идентифицировали себя с Тони, и он остался с группой. По прошествии шести или семи месяцев, вместо ожидаемого увеличения членского состава, новая группа сократилась до трёх или четырёх человек. Группа оказалась на грани исчезновения. 

Сила более могущественная, чем сам Тони, побудила его пригласить членов Анонимных Алкоголиков присоединиться к небольшой группе. В конце концов, у некоторых из них были собственные родители-алкоголики, не так ли?

На следующей неделе пришли семнадцать членов АА, на следующее собрание пришло уже 50 человек, затем — более 100 членов AA. Вот так, благодаря помощи очень хороших друзей, необычная группа Ал-Анон начала свой путь. 

Когда группа окрепла, некоторые из её членов организовали ещё одно собрание в церкви Св. Жана-Батиста. Тони А. стал председателем этой второй группы под названием «Поколения». Он также продолжал посещать собрания группы «Надежда Взрослых Детей Алкоголиков». 

«Поколения» не были связаны ни с одним сообществом. Около полугода они работали без формата. Члены этой группы настоятельно призывали Тони каким-то образом формализовать, узаконить, сделать хоть что-то, чтобы упрочить положение группы.

На следующее утро Тони сел за работу и за два часа набросал 13 характерных черт, присущих членам сообщества. Он так описал свои ощущения: “Казалось, будто Кто-то свыше писал этот список моей рукой”.

Тони работал рядом с Крис, которая предложила напечатать список, поэтому он передал его ей. Она напечатала 13 характерных особенностей. Затем Тони понял, что забыл добавить еще один пункт о страхе, размышляя: «Нет, они никогда не «признают» страх. Возбуждение. Да, лучше. Они бы смогли признать возбуждение…”

Тони написал список характерных особенностей. Он также написал Решение. Крис отредактировала Решение (такое понятие, как «Бог» трансформировалось в он/она/ оно при редакции).

Когда Тони прочитал характеристики на следующем собрании, один из участников — Барри — сказал: «Эй, это же мой список грязного белья!» Этот список характерных особенностей с тех пор называется «Списком грязного белья».

Это было официальным рождением ВДА. Никто точно не помнит дату этого самого благоприятного события, но кто мог ожидать, что эти скромные начинания станут всемирным движением, направленным на прекращение внутреннего насилия. 

«Когда мы начинали, — сказал Тони, — было прекрасное чувство взаимной любви, эмпатии и понимания».

На собраниях группы «Поколение» они действительно пытались работать с Шагами АА, но большинство участников ощутили, что эти шаги к ним неприменимы.

Примерно в это время, приехавшая из Хьюстона дама, попросила копию Списка грязного белья. Она взяла его в Техас, чтобы начать проводить там собрания. Джентльмен по имени Джек Э. переезжал в Калифорнию. А потом была дама из Швейцарии… 

Однажды вечером в конце 1979 или в начале 1980 года после собрания группы «Поколения» к Тони подошли две дамы. Они представляли Центральный Офис Ал-Анона и пригласили группу «Поколения» присоединиться к Ал-Анону. Единственным условием было то, что собрание должно было прекратить использовать «Список грязного белья». Группа «Поколения» единогласно приняла решение, что не откажется от своего «Списка грязного белья». Это было началом отделения от Ал-Анона.

В 1979 году в “Newsweek” была опубликована статья Клаудии Блэк, доктора Стефани Браун и Шэрон Вегшайдер (ныне Вегшайдер-Круз). Впервые в национальном масштабе они заявили о том, что внутрисемейная динамика алкоголизма может вызвать и действительно обуславливает пожизненные модели дисфункционального поведения. Эта статья была, по сути, вторым текстом ВДА. После волны дневных ток-шоу, в которых активно одобряли концепцию семейных систем, наступил расцвет внепрограммной литературы. И молодое Сообщество, изначально мятежного толка, c энтузиазмом восприняло использование внепрограммной литературы. 

В то же время, члены АА смотрели на Тони, как на помешанного. Казалось, он проповедовал уход от Шагов АА. В 1978 или 1979 году он написал с помощью Дона Д. несколько Шагов, которые, по его мнению, больше подходили жертвам жестокого обращения. Эти Шаги поощряли инвентаризацию родителей и позволяли предаваться жалости к себе (сейчас мы называем это «работой с горем»). Тони не видел логики в идее «восстановления здравомыслия», поскольку восстановление означает возвращение того, что у нас когда-то было, а выйдя из больных семей, мы изначально не имели здравомыслия.

Хотя Тони был одновременно членом АА, что помогло ему привести друзей, спасших группу «Надежда Взрослых Детей», он чувствовал, что Двенадцать Традиций АА ограничивают эту конкретную программу. Он никогда не видел применения Традиций АА для Взрослых детей.

Кроме того, он не считал, что принцип анонимности так же важен в ВДА, как в AA. «Анонимность необходима, чтобы мы не обсуждали других участников и их истории», — сказал он. «Я чувствую, что личная анонимность может быть раскрыта на любом уровне — в прессе, на радио и т. д. В конце концов, анонимность может быть проявлением болезни — желанием хранить семейные тайны, а не проявлением здоровья».

В какой-то момент Тони ощутил, что ему приписывают позицию властной, авторитетной фигуры, которую он никогда не хотел занимать: «Я боялся авторитетных фигур и становился одной из них. Для меня властная фигура равносильна преступнику». Он также опасался воздействия всеобщего внимания на собственное выздоровление. Поэтому он прекратил посещать собрания и отошёл от Программы. Однажды Тони  снова пришёл на собрание. При его появлении в комнате воцарилась тишина. Он почувствовал опьянение гордыней, тем не менее, Тони больше беспокоило как собственное выздоровление, так и судьба Программы, в которой стали появляться люди «более могущественные». Такого не должно было происходить в ВДА. Поэтому в 1981 году он покинул Программу и временно посещал Ал-Анон.

После того, как в 1981 году Тони уехал из Нью-Йорка, несколько женщин из группы ВДА «Надежда Детей» официально обратились в Ал-Анон с просьбой принять формат литературы ВДА/ВД-А. Вот почему сегодня в Ал-Аноне проходят собрания ВД-А, не имеющие отношения к Всемирной Организации ВДА. 

Когда Тони А. переехал во Флориду, его попросили организовать по вторникам вечернюю группу ВД-А в  церкви Bethesda-by-the-Sea. На тот момент Тони уже открыл несколько групп в тех краях, но только этой удалось выжить. Затем возникла группа в Делрэе, другая в Сарасоте, третья в Кизе, следом — в Орландо…

В 1985 году Марти С. из Калифорнийского сообщества ВДА позвонил Тони. Оказалось, что кто-то публично приписал себе авторство Списка грязного белья. Марти призывал Тони нарушить анонимность и заявить о том, что он является законным основателем ВДА. Сам Тони никогда не считал себя единственным основателем Программы. Он разделял это звание с другими участниками, отдавая должное четырём или пяти участникам первоначального состава группы “Надежда Взрослых Детей”. Но именно Тони написал изначальный Список характерных особенностей, определяющих наше Сообщество. 

Оставив Нью-Йоркскую биржу, Тони А. консультировал малоимущих, одновременно продолжая работать биржевым маклером во Флориде. В 1988 году он устроился на работу в реабилитационный центр Palm Beach Institute и начал писать книгу «Список грязного белья», которая была опубликована в 1991 году вне Программы ВДА.

«Когда всё начиналось, я и не предполагал, что ВДА станет всемирной Программой. Тогда мы бросили все силы, чтобы сохранить одну маленькую группу. Впервые я почувствовал, что ВДА имеет национальные или международные перспективы, когда Барри сказал, что необходимо заявить авторские права на Список грязного белья. Он предвидел то, о чём я и помыслить не мог. Я чувствовал, что Список грязного белья должен быть анонимным на тот момент, и не думал об авторских правах”.

Концепция «Взрослый ребёнок» пришла от тех ребят из Алатин, которые основали группу «Надежда Взрослых Детей Алкоголиков». Первым членам нашего сообщества было за восемнадцать — они были взрослыми людьми, но их детство прошло в семьях алкоголиков. Понятие «Взрослый ребёнок» также означает, что в стрессовой ситуации, мы реагируем как дети.

“Во мне есть три части: Высшая Сила, я и Маленький Тони. Я должен любить Маленького Тони, моего Внутреннего Ребёнка, если я когда-нибудь собираюсь соединиться с Богом. Маленький Тони — моя связь с Богом. Я узнал об этом из гавайского учения Кахунов. Несколько месяцев спустя я услышал о начале работы над “Внутренним ребёнком” в терапевтическом сообществе.

Я мало смыслю в организациях. Когда мы создали группу «Поколения», это была анти-организация. Я действительно надеюсь, что ВДА продолжит проводить открытую литературную политику. Я желаю Сообществу использовать оригинальный Список грязного белья и новые Шаги ВД-А, описанные в 1990 году в моей книге для жертв насилия, каковыми мы являемся.

Эта программа о том, как научиться безусловно любить себя, а затем и других. Мы не соединимся с Богом, пока не научимся этому. Доверие должно стать процессом, как и любовь — это процесс. Когда я могу доверять себе и любить себя, я могу доверять другим и любить других.

Я думаю, мы должны быть как маленькие дети. Чувства — это духовный путь к познанию Бога. Наша цель — Бог.”

Тони А., 5 Октября 1992 года