Черновик Комитета по спонсорству

Этот документ — черновик Комитета по спонсорству. Он не был одобрен и принят ВСО ВДА. 

Ноябрь 2020. Для рецензий.

Заметка участникам ВДА: это отрывок черновика, написанный Подкомитетом ВДА по спонсорству, касается различных форм взаимоотношений в Сообществе, помимо таких как спонсор и попутчик, которые используются иногда некорректно в Программе Взрослые Дети из Алкогольных/ Дисфункциональных семей (Большая Красная Книга или БКК). Наша цель заключается не в том, чтобы найти спонсоров или другую форму поддержки для членов ВДА, но в том, чтобы показать разнообразие способов, которыми можно оказать и получить поддержку. 

Будем рады получить обратную связь и комментарии  на почту literature@acawso.org Пожалуйста, укажите “ Draft Excerpt”  в теме письма. 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОКАЗАНИЮ И ПОЛУЧЕНИЮ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ ВДА

Вступительная медитация (из Девятой Традиции):

Высшая Сила, напоминай мне, что ВДА, собрания ВДА и наша обслуживающая структура отличаются от моей родительской семьи. Помоги мне обрести терпение. Помоги мне избегать лёгких путей при столкновении с трудностями. Помоги мне и моей группе ВДА просить о помощи, чтобы наши собрания оставались безопасными и ориентированными на выздоровление. Помоги нам также радоваться тому, что у нас хорошо получается. 

Мы знаем, что в Большой Красной Книге ВДА (БКК) рекомендуется “найти спонсора” (стр. 125). Но с тех пор, как была написана Большая Красная Книга, участники ВДА отошли от мышления “всё или ничего” и нашли различные способы поддержать друг друга в процессе выздоровления без официального “спонсора”. Поэтому в этом путеводителе не используется исключительно слово “спонсор”, поскольку оно отражает лишь один вид поддерживающих отношений. Как показывает опыт наших участников, нет необходимости в индивидуальном спонсорстве для того, чтобы выздоравливать в ВДА. 

Мы будем больше  фокусироваться не на слове “спонсор”, а на слове  “спонсировать”. Спонсировать кого-либо означает оказывать поддержку в выздоровлении другого, так же как и в своем собственном. Стать спонсируемым, значит получать поддержку и опыт от другого человека по Программе ВДА. Главное, найти способ выйти из изоляции и начать говорить о своем детском опыте, чтобы понять, как это влияет на нашу жизнь сегодня. 

В настоящее время термины “Спонсор”, “Спонсируемый”, “Со-спонсор”, “Попутчик”, “Наставник”, “Партнёр по выздоровлению”, “Доверенный” и прочие часто встречаются в ВДА. Мы предлагаем использовать  слова “Оказывающий поддержку” и “Принимающий поддержку”, чтобы описать такие отношения, учитывая, что эти роли могут меняться в поддерживающих отношениях. В этом путеводителе предлагается информация по различным видам поддерживающих отношений, что может быть полезно в выздоровлении. 

ВДА не предлагает “правильных” отношений, подходящих каждому в любом случае. Природа отношений может меняться вместе с нашим ростом в Программе. Независимо от терминов, которые мы используем для обозначения взаимоотношений мы понимаем, что оба участника являются Взрослыми детьми и проблемы их похожи. Путеводитель составлен таким образом, чтобы обсудить разные типы  совместной работы, которые могут быть одинаковы для обеих сторон, так и иметь особенности для тех, кто ищет, и тех, кто предлагает поддержку. Отдельные разделы предназначены для оказывающих поддержку и принимающих её. 

Важность анонимности

Мы считаем, что в поддерживающих отношениях важна конфиденциальность, — это касается и информации, и личности тех, кто оказывает и принимает поддержку. Смотри раздел Традиции, приведённый ниже. 

  1. Список способов работы с другими по выздоровлению

В Программе ВДА есть большое разнообразие поддерживающих отношений с людьми на разных стадиях выздоровления. Эти взаимоотношения  помогают в работе по Шагам и с чертами выживания, стать Любящим Родителем для своего Внутреннего Ребёнка и ощутить чувства, а также в прогрессе нашего выздоровления. По мере того, как мы растём в Программе, природа отношений может меняться. У нас может быть разный Опыт, Сила и Надежда (ОСН), но мы все равноправные люди, заслуживающие уважения. Мы можем учиться у людей с большим ОСН, а также у тех, кто пришёл в Программу позже нас. С увеличением нашего ОСН нужно быть внимательным, чтобы не оказаться авторитетным лицом и сохранить взаимоуважительные отношения. 

Имея выбор, мы можем работать по Программе с нежностью, юмором, любовью и уважением. 

Единственное условие Программы — это желание выздоравливать от дисфункционального воспитания. Некоторые участники ВДА выбирают индивидуальную работу, другие предпочитают группы. Все могут найти поддержку, которая им необходима, чтобы выздоравливать и выйти из изоляции. 

Ниже приведены несколько способов по работе с другими в процессе выздоровления:

а) Индивидуальная работа с впередиидущим 

При этом подходе происходит обмен ОСН с менее опытным участником. Люди с большим опытом могут предложить поддержку при работе над чертами выживания, поскольку они излечились, интегрировали или освободились от некоторых черт. Такой метод отличается от спонсорства в других Двенадцатишаговых Программах тем, что он скорее поддерживающий, нежели директивный. 

Такой тип взаимоотношений между более опытным и менее опытным участником развивает доверие и близость в процессе развития отношений. Опытный участник делится своим духовным путём выздоровления и направляет новичка, который ещё только ищет свой путь выздоровления по Двенадцати Шагам ВДА. Опытный участник понимает последствия воспитания в дисфункциональной семье и насколько важно выпустить подавленное горе и стать себе Любящим Родителем с помощью Шагов ВДА. Опытные участники не являются психотерапевтами или психологами, но они могут предложить поддержку тому, кто переживает воспоминания о насилии, травме или других болезненных случаях из детства. 

К этим отношениям подходят разные термины, например: Спонсор, Попутчик или Партнёр по выздоровлению. 

b) Временная работа один на один с впередиидущим

При этом подходе участник, имеющий время и программный опыт, временно оказывает поддержку, пока не найдётся тот, кто будет оказывать поддержку на постоянной основе. Некоторые вместе работают по Большой Красной Книге или Жёлтой рабочей тетради. Другие фокусируются на том, чтобы помочь новичку развить навыки Любящего Родителя по отношению к себе. 

К этим отношениям подходят разные термины, например: Спонсор, Попутчик или Партнёр по выздоровлению. 

c) Работа один на один с попутчиком (с таким же опытом ВДА)

При этом подходе два участника ВДА с одинаковым опытом и стажем в Программе поддерживают друг друга в процессе выздоровления. Такая модель хорошо подходит участникам с большим опытом и стажем в Программе, поскольку они уже проработали своё дисфункциональное мышление и знакомы с литературой и принципами Программы. Возможно, это подойдёт и не очень опытным участникам. Оба варианта являются рабочими в регионе, где не так много участников с большим ОСН для помощи новичкам. 

Такая модель подходит двум партнёрам в работе по Шагам, над Списком характерных особенностей, в поиске Любящего Родителя, в работе с чувствами и по другой программной литературе. К этим отношениям подходят разные термины, например: Спонсор, Попутчик или Партнёр по выздоровлению. 

d) Работа в закрытой группе* (по Шагам, Списку характерных особенностей, по восстановлению связи с Любящим Родителем и пр.)

Некоторые участники ВДА присоединяются к закрытым группам, чтобы работать по Программе, помимо открытых собраний ВДА. Такие группы часто идут по Двенадцати Шагам и другим рабочим тетрадям ВДА. В группе участники оказывают друг другу непрямую поддержку. Они вместе ищут ответы, как установить границы, выйти из семейных ролей, что значит стать себе Любящим Родителем и многое другое. Работа в закрытой группе позволяет участникам в поддерживающей атмосфере осознавать свои семейные роли и динамику семейной дисфункции. 

Закрытые группы также могут быть полезны участникам, которые получают индивидуальную поддержку. Некоторые участники решают работать преимущественно в закрытой группе, другие совмещают закрытую группу и личные встречи со Взрослыми детьми. Программа ВДА предлагает выбор и побуждает участников креативно подходить к поиску помощи, которая им необходима. 

e) Поддержка на расстоянии

Работа по скайпу, интернету или телефону — это ещё один способ быть на связи  с поддерживающим человеком, когда личный контакт невозможен из-за расстояния или обстоятельств (если групп ВДА мало или нет совсем). Участники могут использовать почту, имейл, телефонные или видеозвонки для работы по Шагам и другим материалам с поддержкой на расстоянии.

f) Работа с “Наставником”Программа наставничества создана, чтобы оказывать личную поддержку новичкам в течение первых шести недель в ВДА и познакомить их с Программой.

Задачи наставника:

  • Установить контакт с новичком.
  • Отвечать на вопросы.
  • Делиться личным опытом воспитания в алкогольной или дисфункциональной семье.
  • Сообщать информацию о Программе ВДА, выздоровлении и служении.
  • Дать свои контакты и список телефонов собрания.
  • Объяснить Шаги ВДА.
  • Объяснить инструменты и подходы к выздоровлению в ВДА.
  • Рассказать о своём опыте выздоровления и инструментам, которые они использовали.
  • Объяснить новичку структуру обслуживания ВДА и мотивировать новичка к служению по мере готовности.
  • Участвовать вместе с новичком в мероприятиях ВДА, чтобы узнать больше информации.
  • Помочь новичку узнать, какими способами можно искать поддержку в ВДА и найти постоянную поддержку. 

g) Партнёры по выздоровлению

Этот термин описывает более неформальные поддерживающие отношения, такие как поддержка по телефону, встреча за кофе, поиск способов играть и веселиться, совместное чтение программной литературы или общее служение. Различные термины подходят для этого вида поддерживающих отношений, например: Попутчик, Друг по Программе, Партнёр по выздоровлению. 

h) Неформальная поддержка

Посещение собраний и семинаров ВДА —  это вид неформальной поддержки. Те группы по Двенадцати Шагам, Двенадцати Традициям, инструментам Программы и служению, где есть  литература и список телефонов, по которым можно получить поддержку, оказывают непрямую поддержку. 

Социальная активность, например, встречи за кофе или обедом и другие социальные занятия в группах, — это ещё один способ практиковаться  в новообретённых моделях выздоровления. Телефонные звонки тем участникам ВДА, которые предложили записать свои номера на собрании, также дают поддержку, будь этот разговор единичный или на постоянной основе. 

i) Поддержка служением

Мы можем получить поддержку от другого Взрослого ребёнка, когда берём служение. Этот раздел сейчас разрабатывается.

  1. Способы работы по Программе с другими: над чем мы работаем

Некоторые виды работ логично предшествуют другим, например, «На Старт, Внимание, Марш». Другие можно выполнять в любом порядке. Новичкам ВДА может быть полезно сначала понять, что помогло другим,  а затем разобраться, что подойдёт вам. 

а) «На Старт, Внимание, Марш» (НВМ)

Эта программа разработана, чтобы быстро познакомить людей с ВДА, Шагами и Внутренним Ребёнком; её можно использовать как повторение для более опытных участников. «На Старт, Внимание, Марш» направляет участника в знакомстве с Программой ВДА, Двенадцатью Шагами ВДА и Внутренним Ребёнком. Книга служит руководством по проведению любой версии НВМ: однодневного семинара НВМ, личных встреч НВМ в течение пяти недель или встреч онлайн или по телефону в течение шести недель. 

b) Работа по Шагам по Жёлтой тетради ВДА

Жёлтая тетрадь ВДА состоит из вопросов и размышлений о Шагах. Некоторые Взрослые дети с одинаковым опытом в Программе пользуются тетрадью, чтобы в паре с попутчиком идти по Шагам, отвечая на вопросы и обмениваясь ответами. Другие могут вступить в малую группу*, где участники заранее отвечают на вопросы и встречаются, чтобы поделиться своими ответами. Человек с большим опытом может делиться ответами время от времени или по запросу, или каждый раз по решению пары. Другие участники работают по тетради вместе с человеком с большим опытом, при этом акцент делается на ответах и размышлениях того, кто идет по Шагам впервые. Некоторые группы ВДА используют Жёлтую тетрадь в качестве основной литературы, когда участники отвечают на вопросы на собрании. Многие участники считают полезным пересмотреть свои ответы на последующих встречах, оценивая свой рост в Программе. 

с) Работа по тетради по Списку характерных особенностей

В рабочей тетради по Списку характерных особенностей черты характера тщательно рассматриваются под разными углами. Хотя её можно использовать на любом этапе работы по Программе, некоторым участникам легче усвоить материал, когда они прошли Жёлтую тетрадь и\или поработали над Любящим Родителем. Другие считают, что перспектива, которую они получают, проработав Список характерных особенностей, помогает им признать и отпустить, исцелить или интегрировать черты из этого списка. В тетради также изучается Оборотная сторона Списка, которая помогает участникам увидеть, что им нужно исправить.

d) Работа с чувствами, проживание горя

Мы можем работать с тем, кто оказывает нам поддержку, над раскрытием чувств. Мы можем делиться чувствами, не запрашивая обратную связь; участник, оказывающий нам поддержку, может спрашивать, что мы чувствуем, рассказывая свою историю; или же оказывающий поддержку может дать обратную связь, или идентифицировать  наши чувства. В процессе выздоровления мы можем ощущать горе, гнев, печаль, страх, вину, радость, игривость, любовь и спокойствие или другие чувства. Помогая другому, мы принимаем эти чувства в себе так же, как и в другом человеке.

Некоторые участники ВДА, которым трудно распознать свои чувства, обращаются к источникам вне Программы для более глубокой проработки с психологом или по книгам. Медитация на осознавание себя в настоящем моменте также может помочь в работе с чувствами, когда мы учимся концентрировать внимание в теле. 

е) Работа по “Развитию Любящего Родителя”

Мы можем работать над навыками развития Любящего Родителя разными способами: по разделам Большой Красной Книги про Любящего Родителя; на телефонных или личных встречах; по руководству «Стань себе Любящим Родителем» на открытом собрании; или же закрытая группа* может стать поддерживающим местом, где учатся родительским навыкам вместе с другими и делятся трудностями и победами на этом пути. 

В приложении руководства «Стань себе Любящим Родителем» предлагается план работы в закрытой группе и там же приводится текст ведения группы. В руководстве есть дополнительные рекомендации по индивидуальной работе. 

Полезно работать  с кем-то, у кого уже есть опыт восстановления связи с Любящим Родителем и проживания детского горя. По желанию можно получить поддержку, привлекая духовных наставников. 

f) Воссоединение с Внутренним Ребёнком или Детьми

Мы учимся слышать и чувствовать своего Внутреннего Ребёнка или Детей. Мы определяем возраст Внутренних Детей по тому, как они реагируют на триггер и что они чувствуют, когда активна какая-либо черта выживания. По мере того, как мы учимся понимать потребности своей Внутренней семьи в ситуации триггера и искать компромиссное решение между Ребёнком и взрослым, взрослый начинает ощущать дух радости присущий каждому Ребёнку и признаёт потребность в открытости и спонтанности, чтобы чувствовать себя по-настоящему живым. 

g) Работа по интеграции (балансу), исцелению или освобождению от черт выживания из Списка характерных особенностей

В поддерживающих отношениях можно прорабатывать черты выживания из Списка характерных особенностей. Поддержка помогает сделать паузу, помедитировать или помолиться и научиться успокаивать разные части своего Я, чтобы работать с ясным умом и заботиться о себе проактивно. Мы научимся определять, какая черта активна в данный момент, какие черты приводят к проблемам в нашей жизни в целом (определим шаблоны) и потренируем диалог, как себя защитить. Человек, оказывающий поддержку, может помочь нам понять, что значит здоровое применение конкретной черты. 

h) Работа с границами

Мы научимся важному процессу установления границ. То есть определим проблемы с границами (их отсутствие, неопределённость, нарушение границ), узнаем о потребности в границах, тренируемся в установлении и поддержании границ. Для Взрослых детей этот процесс может быть  длительным и сложным, но в конце концов оно того стоит. 

i) Понимание и применение Двенадцати Традиций

Двенадцать Традиций ВДА (см. Приложение) направляют наши группы и структуру обслуживания, определяя единство Сообщества, автономию групп и власть Высшей Силы в нашем групповом сознании. 

Польза Традиций проявляется и в нашей жизни. Они дают нам план такого образа жизни, который улучшит наши отношения. Мы развиваем границы и взаимное уважение. 

Это приводит к более здоровому ведению групп и деловых встреч. Наше служение и Сообщество также приносят пользу. 

Можно изучать Традиции с поддержкой более опытного участника, либо с таким же опытом или в группе по изучению*. Мы можем узнать больше об этих принципах и их применении на практике.

j) Понимание и применение Концепций обслуживания

Двенадцать Концепций (см. Приложение) помогают Всемирной Сервисной Организации и группам сосредоточиться на несении вести ВДА и поддерживают структуру обслуживания, подотчётную коллективному сознанию Сообщества. Главным образом, они направляют ВСО и помогают доверенным лицам различать волю ВДА и выполнять обязанности, доверенные им Сообществом. Мы можем узнать больше об этих принципах и их применении на практике. Концепции можно изучать с поддержкой кого-то более опытного в служении, либо с таким же опытом или в малой группе. 

————————————————————————————————————

*В русскоязычном Сообществе ВДА закрытые группы по изучению Шагов, Традиций, Списка характерных особенностей, Концепций принято называть «малыми группами».