Вестник “КомЛайн”: Специальный выпуск, посвященный хищническому поведению. Март 2019

Опыт, Сила и Надежда

В этом выпуске:

Об издании ВДА КомЛайн

Издание ВДА КомЛайн публикуется ежеквартально Всемирной Сервисной Организацией Взрослых Детей Алкоголиков совместно с одним из свободных отчётов на Ежегодной Рабочей Конференции. Журнал задуман как связующая нить между Всемирной Сервисной Организацией ВДА и сообществом ВДА по всему миру, а также как площадка для обмена опытом выздоровления. Девиз КомЛайн “Опыт, Сила и Надежда”. Мнения, выраженные в статьях их авторами, не обязательно отражают мнение сообщества ВДА или ВСО.

© 2019 Всемирная Сервисная Организация Взрослых Детей из Алкогольных / Дисфункциональных семей. Это издание может быть целиком перепечатано для свободного распространения в сообществе ВДА или других двенадцатишаговых программах. В прочих случаях, ни одна часть или части не могут быть воспроизведены без письменного согласия правообладателя:

Всемирная Сервисная Организация ВДА
1458 East 33rd Street
Signal Hill, California 90755 USA
adultchildren.org


Почему нужно говорить о хищническом поведении

автор – Рабочая группа по решению проблемы хищнического поведения

Этот специальный выпуск КомЛайн фокусируется на работе с хищническим поведением (РХП). В словаре Вебстера слово хищник определяется как “тот, кто травмирует или эксплуатирует других из личной выгоды”.

Новички приходят на собрания ВДА в поисках исцеления от детского опыта, когда они были жертвами. Некоторые отыгрывают эту травму, сами становясь тиранами. В результате дисфункционального детства такие люди рано учатся определять и использовать тех, кто не научился еще доверять своим инстинктам и интуиции или устанавливать здоровые границы. Вот почему мы посвящаем этот выпуск теме хищнического поведения.

Эти случаи связаны между собой тем, что жертвы либо по наивности своей замалчивают случившееся, либо их манипуляциями вынуждают это делать. В некоторых случаях им говорят, что недопустимо нарушать анонимность в связи с Традициями ВДА. Нередко манипуляции подкрепляются авторитетом в сообществе, длительностью в нем пребывания или достижениями в процессе служений.

Сегодня мы проливаем свет на хищническое поведение в ВДА. В 2018 году сформировалась Рабочая группа по решению проблемы хищнического поведения, которая попросила членов сообщества высказаться по этой теме через выпуск Путника и КомЛайна. Отклики, которые мы получили, включали в себя случаи членов, которых преследовали ради секса или романтических отношений, с профессиональными деловыми предложениями, а также для выполнения 12 шага.

Традиция 1.
“Наше общее благополучие должно стоять на первом месте. Личное выздоровление зависит от единства ВДА.”

Многие из нас ошибочно полагали, что этими проблемами нужно заниматься в индивидуальном порядке. Однако, мы начинаем понимать, что уже невозможно игнорировать и нормализовывать поведение преследователя, пока мы обвиняем или продолжаем нападать на пострадавшего от него человека. Традиции учат нас, обеспечивать общее благополучие нашего сообщества и поддерживать безопасную и ориентированную на выздоровление обстановку на собраниях что это наша общая ответственность.

Первостепенной целью этого специального выпуска КомЛайна является нарушить безжалостное правило “не говори, не доверяй, не чувствуй” и в том, чтобы рассказать о том, что с нами происходит. Вы увидите, что влияние хищнического поведения является глобальной проблемой. В выздоровлении мы узнаем, что недостаточно только говорить о проблеме – для нас существует и решение.

Нашей второстепенной целью является предложить и обозначить ресурсы, которые поддержат отдельных членов сообщества и собрания ВДА в этом процессе. На последних страницах этого выпуска вы найдете несколько инструментов и решений, которые, возможно, будут для вас полезны.



Мы не знаем, каково это чувствовать себя в безопасности

автор Кадри Л.

Идея о том, что есть связь между отсутствием безопасности и эмоциональной интоксикацией, пришла ко мне однажды вечером на работе. Я вспомнила услышанное на моей домашней группе – кто-то  был очень огорчен тем, что было сказано в Тетради для работы по шагам ВДА о безопасности и эмоциональной трезвости: “люди нетрезвы эмоционально, когда у них небезопасные отношения” (Тетрадь для работы по шагам ВДА, стр. ix)

Согласно Тетради для работы по шагам ВДА, “эмоциональную интоксикацию” часто “называют пара-алкоголизмом, который представляет собой те привычки и шаблоны поведения, которые мы приобрели, когда жили с пьющим или дисфункциональным родителем”.

Для состояния эмоциональной интоксикации “характерно одержимое или зависимое поведение”, которое “выражается как компульсии” и “даже без алкоголя и наркотиков мы можем “напиться” страхом, возбуждением или болью и/или с помощью скандалов (споров), сплетен или нами же созданной изоляции”

Список характерных особенностей. 13 черта.
“Алкоголизм – семейная болезнь; мы стали пара-алкоголиками и переняли все признаки этой болезни, даже если не употребляли спиртное.”

Для меня это означает, что обстановка, в которой мы росли – наша “дисфункциональная семья” – была вообще небезопасной и поэтому нам всем недостает чувства безопасности. В БКК есть несколько вещей по поводу безопасности и эмоциональной интоксикации. Например, в ней говорится, что “В проблемных семьях дети точно так же нуждаются в опеке и безопасности, как все остальные, но только их родители неспособны выполнять свои обязанности, относятся к ним пренебрежительно или сами служат источником стресса и боли.”  (БКК стр. xxii) или что “без посторонней помощи нам никогда не узнать, что такое душевный покой и истинная безопасность” (БКК, стр. 17). Также, есть объяснение, почему это так: “у нас нет опыта этих состояний, ведь дома никогда не было ни спокойно, ни безопасно” (БКК, стр. 17) и “если у нас не будет ВДА, вполне возможно, что эмоционально здоровые люди покажутся нам странными или скучными” (БКК, стр. 17)

Более того, БКК объясняет, что для взрослых детей, “жесткий контроль равносилен безопасности” (БКК, стр. 41). Взрослый ребенок, который не вырос из своей роли жертвы или преследователя (БКК, стр. 349), пытается взять верх и держать группу под его или её контролем посредством “одёргивания” новичков. Новички могут быть для них угрозой “безопасной” атмосферы сложившейся группы.

С помощью такого поведения “взрослый ребенок” воссоздает, сознательно или бессознательно, обстоятельства своего детства и действует из своей роли в дисфункциональной семье.

Собрания ВДА должны быть безопасным местом. Попытки удовлетворить свои потребности посредством манипулирования другими людьми недопустимы. Такое поведение нарушает безопасность собрания и отталкивает его участников. В домах нашего детства “контроль давал ощущение безопасности и предсказуемости” (БКК, стр. 146). Нам стало этого достаточно! Для того, чтобы мы, как взрослые дети, развивались и исцелялись, мы стремимся к преодолению склонности контролировать, поскольку этот способ жизни приводит нас к тому, что “ контроль забирает часть нашей личности и искажает душу”. (БКК, стр. 146)


Многие из нас пережили сексуальное насилие в детстве

Я выучила, что я не могу никому доверять

автор Маргарет Х.

Много лет назад я нашла ВДА и тогда началось удивительное путешествие по обретению себя и новых навыков, чтобы справляться с возникающими проблемами. Сегодня я поговорю об одной из них – о хищническом поведении других по отношению ко мне. Одной из глубоко укоренившихся проблем моего детства является насилие со стороны моего брата и, несмотря на то, что мои родители об этом знали, они ни разу его не остановили. Это научило меня тому, что я не могу никому доверять.

Список характерных особенностей. 5 черта.
“Мы проживаем жизнь с позиции жертвы и эта слабость влечет нас в наши любовные и дружеские отношения.”

Я вышла замуж за человека, который был таким же насильником. Это было нормально для меня. Мне всегда было сложно противостоять напористым мужчинам, которые ведут себя неподобающе.

“К тому же, мне часто говорили, что я сама виновата в том, что со мной так обращаются”

Список характерных особенностей. 7 черта.
“Мы испытываем чувство вины когда защищаем себя, а не уступаем другим.”

I go back to my childhood where I had no voice, where I was at fault for whatever was happening, where I had nowhere to go for help, where I avoided and took responsibility for someone else’s actions; after all, I had been told numerous times, it was my fault I was treated that way. This has been extremely difficult for me because men are stronger in my eyes and can really hurt me. I have to be safe, and that could mean ignore it, flee, or anything else. 

Я возвращаюсь в свое детство, когда у меня не было права голоса, где я была причиной всего происходящего, когда мне некуда было обратиться за помощью, когда я убегала и брала ответственность за действия других людей; к тому же, мне часто говорили, что я сама виновата в том, что со мной обращаются подобным образом. Мне было очень трудно, поскольку мужчины в моих глазах гораздо сильнее меня и по-настоящему могут навредить мне. Мне нужно было быть в безопасности и это означало, что мне нужно было это игнорировать, избегать этого или что-то еще.

Меня больше волновали их чувства, а не мои собственные

автор Эрин Д.

Я была подготовлена для сексуального насилия, поскольку в детстве меня насиловал член семьи. Этот образ мышления привел к тому, что я была изнасилована в 14, до меня сексуально и романтически домогался школьный учитель и меня насиловали на свиданиях так часто, что я сбилась со счету.

Я верила в то, что это не мое тело, оно принадлежит кому угодно, кто проявляет ко мне притворную доброту. Отрицанием моей семьи было то, что меня стыдили тем, что я красивая, поэтому отец до меня домогался, и поэтому я получила такой опыт в 1970-х. Базовая человеческая потребность в любви была искажена культурой, которая акцентировалась на прославленной “сексуальности”.

Придя к выздоровлению, я часто ощущала, что является ненормальным открываться другим людям.

Список характерных особенностей. 7 Черта.
“Мы испытываем чувство вины когда защищаем себя, а не уступаем другим.”

Если я буду противостоять тому, что мне не нравится в общении с другими людьми, я создам неприятности или наврежу кому-то. Я чересчур заботилась о чувствах других – более, чем о своих собственных. Я путала смирение с унижением.

Мне сказали нечто очень полезное, что я передаю дальше. Люди, которые ищут возможности использовать других людей посредством постоянного нарушения границ, привыкли к тому, что им противостоят. На самом деле, они хорошо научились тому, чтобы отклонять наше противостояние.

Я стала относиться к себе менее критично

Это помогло мне на ранних этапах и позволило мне относиться к себе менее критично и не чувствовать себя обязанной быть милой в тех случаях, когда это не оправдано. Невзирая на то, как они реагируют, я могу установить границу. Я здесь не для того, чтобы заботиться об их неудовлетворенных потребностях.

Неосознанные сексуальные вещи, происходящие дома, наполнили меня стыдом

автор Пол З.

Я пришел с другой стороны – я был хищником. Я был в ВДА два года. Выздоровление, Бог и другие факторы очень помогли мне измениться.

Другой список характерных особенностей. 5 Черта.
“Мы действуем с позиции насильника, нас привлекают значимые отношения с людьми, которыми можно управлять и манипулировать.”

Как и все мы, я вынес шаблоны поведения, установки и защитные механизмы из детства. Я был ребенком в семье, и к тому времени, как я родился, мои родители устали. Мы все слышали выражение “чтобы было видно, но не слышно” – я чувствовал, что меня не должно быть ни видно, ни слышно.

Мой отец применял эмоциональное, вербальное и физическое насилие ко всем нам, кроме моей младшей сестры. Я никогда не видел и намека на сексуальное насилие, но, когда я стал старше, я помню что мой отец заходил в мамину комнату и 15 минут спустя она выходила, хлопала дверью, шла в ванную и снова хлопала дверью. Годы спустя моя старшая сестра сказала мне, что он ее насиловал. Мой отец никогда не применял ко мне сексуальное насилие, но я чувствовал дискомфорт при общении с ним.

Школа была для меня безопасным местом, учитывая насилие, которое происходило дома. Когда я пошел в старшие классы, я потерял это чувство безопасности. Началаст травля. Помимо всей этой сексуальной истории дома, теперь всё действительно стало плохо. Я хотел быть нормальным подростком и встречаться с девушками, но моя самооценка была подавлена. Девушки, которые мне нравились, не хотели иметь со мной ничего общего, а парни высмеивали мою неумелость.

Мне нужна передышка в ВДА

автор анонимный

Я не хочу больше угроз,
я пока не в лучшем состоянии,
кому я задолжал?

Мои потребности не удовлетворены и
я надеюсь на безопасность.
Честно, мне нужна перезагрузка,
я устал сожалеть,
я ищу сладость душевного покоя,
не хочу больше расстройств. 

Я больше, чем просто силуэт,
мои руки трясутся, ладони мокрые.
Как бы я хотел знать,
что ты преследователь с самого начала.
Теперь настало время слов,
которые я пока не знаю.
Сделать другой выбор – может быть…
просто уйти?

Мне грустно и стыдно,
можно мне помочь?
Я ищу передышку в ВДА.


Что происходит на собраниях

Он просто пытается подружиться с новичком?

автор Маргарет Х.

Я была новичком  ВДА и после собрания мужчина начал поджидать меня, чтобы поймать, когда я выходила. Я старалась задержаться после собрания как можно дольше. Я не знала, что с этим делать. Я стала парковаться как можно ближе к двери, но иногда для парковки не было места. Однажды я собиралась уходить и он резко подошел ко мне и сказал “Давай я провожу тебя до машины”. Я не знала, что сказать. Мне не дали выбора. Я пробормотала: “Окей”. Я припарковалась за зданием. Он шел рядом со мной и разговаривал. Я замерла и просто шла, пока мы не дошли до машины. Я держала ключи в руках так, чтобы защитить себя, если потребуется. Я открыла дверь машины и быстро уехала.

Я думала, что мне придется перестать посещать собрания этой группы потому, что мне не хотелось снова иметь с этим дело. В конце концов он перестал ходить и я вздохнула с облегчением. Сейчас я осознаю, что в то время я не знала, что могла попросить помощи у группы. Я никому не доверяла. Я думала, что преувеличиваю. Я чувствовала себя нехорошо, поскольку думала, что сделала что-то не так. 

Список характерных особенностей. 7 черта.
“Мы испытываем чувство вины, когда защищаем себя, а не уступаем другим.”

Я знаю, что не сделала ничего плохого. Я осознала, что я могу сказать “Нет, я не хочу, чтобы ты провожал меня до машины”. Я могу попросить кого-то, кому я доверяю, проводить меня до машины, если ситуация повторится и могу рассказать об этой ситуации кому-нибудь из членов группы.

Я почти уже ушла

автор Хома Т.

Когда я была новичком, ко мне обратился мужчина примерно лет на 15 старше меня, который намекал мне, что имеет ко мне романтический интерес. Я считала его поведение и поделилась на собрании, что я замужем, в надежде, что таким образом обозначу свои границы. Он продолжил флиртовать со мной. Он намекал на свидание, а я продолжала мягко устанавливать границы. Наконец, я сказала ему, что мне не нравится его флирт, что он может мне быть либо другом, либо старшим братом в ВДА. Он ответил “Я не могу ничего с собой поделать, когда вижу красивую женщину”.

“Меня обеспокоил его отказ принять границы, которые я устанавливала.”

Его ответ встревожил меня, для меня посещение следующего собрания было стрессом из-за страха, что мне придется снова с ним взаимодействовать. Он извинился передо мной на собрании, но я продолжала обороняться. Это разозлило его, поэтому я перестала посещать собрания в течение пары месяцев. Я ушла в изоляцию на это время, что привело к тому, что я начала задумываться о том, чтобы бросить ВДА. Помощь моего спонсора и попутчицы придала мне сил вернуться. У меня получилось преодолеть страх и снова регулярно посещать собрания.

В этот раз я обратилась к Казначею и Секретарю группы (они были парой) и поделилась своим опытом. Я попросила читать отрывок про 13 шаг из БКК в начале каждого собрания. Но меня проигнорировали потому, что я не посещала рабочее собрание с этим предложением и не просила лично за это проголосовать. Мои усилия, которые я тратила на контроль и избегание этого человека, привели к тому, что эти собрания перестали быть для меня безопасным местом. Я благодарна своему спонсору, которая помогла мне проработать каждую ситуацию, поэтому я продолжаю работать по программе.

11 Обещание.
“Наша группа ВДА поможет нам шаг за шагом освободиться от дисфункционального поведения.”

Я верю, что уже давно пора признать и решать проблему хищнического поведения непосредственно на группе и во всем мировом сообществе.

Я научилась устанавливать границы

автор Триш М.

Я обрадовалась, когда прочитала о том, что в сообществе признают существование хищнического поведения. Я боюсь ходить на новые собрания, поскольку я осознала, что я пережила насилие в программе на ранних этапах. На моем первом собрании ко мне подошел мужчина. По прошествии некоторого времени и после того, как я поговорила с другими женщинами в программе, мне стало ясно, что вещи, которые он мне говорил, были очень неуместными.

Это было очень сложно, но я поставила свое выздоровление на первое место и продолжала посещать собрания. Я решила попросить этого человека перестать со мной общаться и он больше не приходил на эти собрания.

9 Обещание.
“Нам станет легче устанавливать здоровые границы.”

Я видела его однажды на другом собрании. Мне страшно ходить на новые собрания потому, что я боюсь, что он может быть там. Мне бы хотелось всем об этом рассказать, но я боюсь, что мне не поверят, либо подумают, что это сплетни. Хотелось бы мне знать о таких вещах, приходя в программу. В завершении я хочу сказать, что я рада тому, что это становится предметом для разговора. Я надеюсь, что это поможет новичкам.

Наши границы постоянно игнорировали

автор Маргарет Х.

Меня предупредили лично, а также я слышала на собрании, что список телефонов создается для того, чтобы использовать его по вопросам, касающимся ВДА и ни для чего больше.

5 Традиция.
“У каждой группы есть одна главная цель – нести весть тем взрослым детям, которые все еще страдают”.

Но я услышала о том, что кто-то взял список телефонов и звонил и писал женщинам. Женщина из нашей группы подошла ко мне и рассказала, как мужчина из нашей группы обманом пригласил её поужинать под предлогом того, что это мероприятие сообщества, на котором будет много анонимных. Оказалось, на встрече был только этот мужчина и моя анонимная подруга.

Когда она дала ему понять, что ничего не выйдет, он начал подходить ко мне, класть мою руку в свои ладони. Когда он здоровался и прощался, он брал меня за руку. Я старалась его избегать, но он вставал туда, где было невозможно его обойти. Я чувствовала себя в ловушке!

Однажды, мне было очень непросто взаимодействовать еще с одним таким преследователем за пределами помещения для собраний и я рассказала об этом в ходе своего высказывания на группе. У меня был ПТСР. Меня трясло, я плакала, пыталась с этим справиться и рассказывать об этом моей попутчице, стоя спиной к комнате, где проходили собрания. Я почувствовала, что кто-то подошел ко мне и прикоснулся к моему локтю. Когда я обернулась, я увидела его, и прежде, чем смогла что-то сделать, он снова взял мою руку. Я замерла. Моя подруга поняла, что происходит, и, когда он повернулся к ней, чтобы взять и её руку, она сказала “нет” и отдернула руку. Он был в замешательстве и отошел. Она сделала то, на что у меня пока не было сил.

Я больше не видела этого человека на собраниях, но вскоре он нашел меня на Фейсбуке и отправил мне приглашение в друзья. Конечно, я его заблокировала. Я уже отклонила его запрос в друзья несколько месяцев назад.

Проблема не только в мужчинах-преследователях

автор Пол З.

Я нашел книгу под названием Анонимные Эмоционалы и влюбился в нее. Я не мог дождаться своего первого собрания. Я позвонил и мне ответили, что ближайшее собрание в полутора часах езды от меня. Потом я увидел объявление о собраниях ВДА и это изменило мою жизнь.

Я пришел заранее на свое первое собрание и спросил у женщины, могу ли я что-то сделать. Она сказала “можешь раздавать книги”. Многим покажется это незначительным, но мне так не показалось. Все последующие группы, которые я посещал, были замкнутыми или говорили “все нормально”.

Проблема не только в мужчинах-преследователях. Когда я начал ходить в ВДА, ко мне обратилась женщина. Я сказал ей, что я применял насилие к женщинам в прошлом и не хочу отношений. Она сказала, “Я знаю, что ты никогда не навредишь мне”. Это был наш третий разговор за все время. Моей первой мыслью было “У меня сегодня будет секс….”

Было очень сложно сказать “нет”, но я сказал. Если бы я не сказал, у меня снова были бы проблемы, поскольку нездоровые отношения всегда приводили именно к этому. С помощью ВДА я научился уважительно обращаться с женщинами и говорить о том, что я чувствую, или проблемах, которые я испытываю. Мне все еще сложно, но я не отыгрываю свою травму так часто, как было раньше.

11 Обещание.
“Наша группа ВДА поможет нам шаг за шагом освободиться от дисфункционального поведения.”

Я так хорошо продвинулся в своем выздоровлении и я надеюсь, что люди, которые это читают, испытывают свои собственные трудности и у них есть мужество говорить об этом и надеяться на лучшее будущее. Я надеюсь на самое лучшее и того же вам желаю!


Постойте, оно не только сексуальное 

Навязывание товаров новичку

автор анонимный

Я в ВДА меньше года и мне хотелось бы поделиться опытом хищнического поведения, которое наименее кажется таковым. Одна анонимная, которая сама себя называла “впередиидущей”, использовала каждую возможность, чтобы навязать мне товары и услуги своего небольшого бизнеса.

6 Традиция.
“Группе ВДА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя ВДА какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем, не отвлекали нас от нашей главной цели.”

Сначала мне было непонятно, что происходит. Конечно, эта очень опытная анонимная, у которой столько служений, так тепло приглашающая меня поужинать у нее дома, не может переходить границы. Мои ответы, вроде того, что “я не плачу за такие вещи, у меня нет на это средств”, похоже, не имели эффекта.

У меня не было мужества сказать “пожалуйста, прекрати продавать мне свои товары и услуги. У меня нет запроса”. Меня пугало её присутствие на каждом собрании. Будучи новичком в 12-шаговом сообществе и в ВДА, обладая лишь знаниями про 13 шаг из литературы АА, все, что можно было сделать, – это уклоняться от этого и надеяться, что когда-нибудь это прекратится.

Медитация 6 Традиции.
“Высшая Сила, даруй мне мудрость различать, что отвлекает групповую энергию от распространения наших идей. Избавь нас от дискуссий, которые не касаются ВДА. Дай нам мужество говорить ясно и содержательно в защиту того, что согласуется с Шестой Традицией.”

У меня было понимание, что программа ВДА была практически единственным оставшимся выбором для меня и моих эмоциональных ограничений. Действительно, по моему Списку характерных особенностей, я ненавижу столкновение с авторитетными лицами. Это привело к посещению только одного собрания в неделю, где приходилось с ней общаться. Пришлось избегать мероприятия ВДА, потому что она их посещала. Восполнить недостаток, мне помогали онлайн-собрания ВДА. Мне принесло большое облегчение такой способ безопасного общения.

У меня не было ресурса ВДА или языка ВДА, который помог бы мне противостоять этому человеку, который так много говорит про Традиции ВДА и при этом делает такое с другими членами сообщества. Они не проявляли свое недовольство.

В этом не было никакого сексуального влечения. Было понятное отчаяние владельца небольшого бизнеса, испытывающего финансовые трудности, и некоторые члены группы пользовались её услугами.

Тот же самый человек будет указывать на перекрестные высказывания, упоминать “посторонние вопросы” по поводу других сообществ и другие нарушения Традиций. Но она не осознает, что сама делает 13 шаг новичку со своими товарами и услугами.

Навязывания служений по 12 шагу новичкам

автор анонимный

Мне не нравится, когда меня контролируют или мной манипулируют и я скептически отношусь к социальным, религиозным или профессиональным группам, которые “говорят на своем языке”. Когда я была ребенком, я жила с контролирующими и манипулирующими родителями, которые заставляли меня принимать свою веру за правду. Однако, сейчас мне трудно доверять социальным группам, которые настаивают на том, чтобы я в точности говорила на их языке и жила только по их программе. Я боюсь всего того, что я воспринимаю как лишение независимости. Когда я впервые пришла в ВДА, я боялась, что это одна из таких групп, поэтому естественно относилась с подозрением и не была уверена, что останусь здесь.

Список характерных особенностей. 1 Черта.
“Мы оказались в изоляции и стали бояться людей и авторитетных лиц.

После моего первого собрания женщина лет 50-ти подошла ко мне и представилась. Она объяснила мне, что она на 12-м шаге и теперь пришла её очередь отдавать то, что она получила и что она хотела бы быть моим спонсором. Я не доверяла мотивам этой женщины, потому что её предложение было таким поспешным, это выглядело так, будто она набросилась на меня.

11 Традиция.
“Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основана на привлекательности наших идей, а не на пропаганде: мы должны всегда сохранять личную анонимность во всех своих контактах с прессой, радио, телевидением, кино и любыми средствами публичной коммуникации.”

Поскольку я склонна к подозрительности, я посчитала её мотивацию помогать мне “непрограммной”, а больше основанной на её собственных нуждах.

Посещая все больше собраний, я наблюдала, как она подходит к другим новичкам, также она организовывала встречи с нами по очереди после собраний, даже купила одному БКК. Она проводила эти встречи в прилегающем к собраниям помещении и однажды она в шутку пригласила нас к ней в “офис”.

Мне показалось странным, что она общалась только с новичками, несмотря на существование старших членов сообщества, которые также были открытыми для общения.

Я заметила, что она конкурирует с другим членом ВДА женского пола. Я наблюдала черты из Списка характерных особенностей в действии и я не думала, что эта женщина могла разобраться со своими личными проблемами, поэтому она вряд ли могла по-настоящему мне помочь.

Медитация 7 Традиции.
“Высшая Сила, я здесь, чтобы выполнить Твою Волю. Помоги мне давать разумно и на разумные цели. Помоги мне помнить, что сегодня я живу по-другому благодаря ВДА.”

Я продолжила посещать собрания ВДА на протяжении вот уже полутора лет и в конце концов поняла, что Традиции обсуждаются группой раз в месяц для того, чтобы предотвратить такого рода поведение.

По мере того, как я оставалась в программе, я осознала, что такое поведение, как непрошенные советы, которые кажутся полезными, является пропагандой, а не привлекательностью. Нам, новичкам нужно время, чтобы понять, с кем нам комфортно общаться, чтобы сделать выбор самостоятельно, а не по требованию.

Сегодня в преамбуле нашей группы есть абзац, говорящий об “использовании уязвимости человека с целью удовлетворения собственных психологических потребностей.”


Перерыв для бережной заботы о себе

Этикет объятий. Это нормально иметь границы

автор Даг П.

В культуре многих двенадцатишаговых программ обычно принято обнимать и позволять себя обнять. Объятия также могут быть проявлением здоровой любви друг к другу в сообществе. Они также могут быть нежелательными или переходить в физическое хищническое поведение. Поэтому мы в ВДА считаем, что важно придерживаться определенного этикета объятий. Приведенные ниже рекомендации могут помочь.

“Вполне нормально, что другой человек сказал “Нет”

Договоренность и разрешение

Прежде всего, должна быть договоренность и разрешение на объятия. Обычно один человек может спросить другого как-то так: “Обнимаешься?” И если другой человек в тот момент ответит “Нет” – это нормально, а также очень важно, если другой не хочет обниматься. 

Невербальное предложение

Или, если вы с кем-то знакомы достаточно хорошо, протянутые руки могут быть невербальным предложением. В каждом случае важно получить согласие другого человека; просто потому, что, если кто-то соглашался раньше, это не означает, что у него всегда есть настроение для объятий. 

Интенсивность имеет значение

Если другой человек решительно протягивает руки, тогда, можно предположить, что все в порядке, но словесное подтверждение – не такая уж и плохая идея. Вот где многие могут все испортить – это продолжительность объятий. Интенсивность имеет значение. Поскольку один человек может “больше хотеть обниматься”, чем второй, важно, чтобы тот, кто хочет, чтобы объятия прекратились, дал знать об этом другому. Как правило, простого “спасибо“ достаточно, чтобы другой человек понял, что это значило ”остановись, сейчас, немедленно”. 

Что такое объятие?

Объятие – это когда соприкасаются руками вокруг области плеча и нигде больше! 

В ВДА мы хотим, чтобы собрания были как можно более безопасным местом для людей, работающих над выздоровлением, поэтому, пожалуйста, не стесняйтесь обсуждать эти вещи в вашей группе.

Все сводится к тому, чтобы участники уважали друг друга физически, умственно и духовно.


Как может помочь собрание и помогает ли оно?

Я не вернусь в ВДА

автор Шелли С.

Я прочла КомЛайн ВДА на тему хищнического поведения. Понимая, что ВДА серьезно относится к безопасности на собраниях, я поговорила со спонсором и распечатала статью в надежде обсудить её с группой.

Член нашей группы, которая была в курсе преследователя и моего опыта, сказала, что сталкинг и сексуальные домогательства не нарушают Традиции. Что не является ответственностью группы создавать безопасное место, что это моя задача стать более сильной и взять ответственность за свою безопасность внутри группы.

Мне сказали пойти на женские собрания и снова поговорить со своим спонсором – снова знакомое мне перекладывание ответственности с преследователя на жертву.

Мне сказали, что статья из КомЛайна ВДА, которую я принесла, не является литературой ВДА, не существовало интергруппы в США, которая предоставила бы решения, а также не было Рабочей группы по работе с хищническим поведением.

Член группы сказала, что мне нужно “передать это в Интергруппу”. Я упомянула, что обычно вопросы передаются группами и нужно групповым сознанием установить параметры безопасности на собрании.

Я спросила, могу ли посетить следующее рабочее собрание или участвовать в групповом обсуждении, чтобы я могла высказать свою обеспокоенность группе, но мне сказали, что таких собраний нет и что они их собирают, если есть подходящая тема.

Другой список характерных особенностей. 7 Черта.
“Когда другие отстаивают себя, мы стараемся возбудить в них чувство вины.”

К этому моменту у меня возникла ретравматизация, поскольку я не нашла той поддержки, которую предполагала найти. Я горжусь тем, что ясно выразила свою точку зрения, стояла на своем и была сфокусирована на вопросе, который я надеялась донести до группы, несмотря на то, что это не было разрешено.

Тревожит сам  факт, что вместо того, чтобы разобраться и предотвратить поведение установлением границ, ответственность за это перекладывается на плечи самой жертвы, которой предлагается что-то с этим делать.

Мне отзывается литература ВДА 

Мне отзывается литература ВДА как никакая другая. В моем текущем выздоровлении от травмы ВДА выглядит – идеальное место, чтобы работать над духовным решением помимо терапии. Но из-за этого опыта я не вернусь в ВДА.

Медитация к 9 Традиции.
“Высшая Сила. напоминай мне, что ВДА, собрания ВДА и наша обслуживающая структура отличаются от моей родительской семьи. Помоги мне обрести терпение. Помоги мне избежать лёгких путей при столкновении с трудностями. Помоги мне и моей группе ВДА просить о помощи, чтобы наши собрания оставались безопасными и ориентированными на выздоровление. Помоги нам также радоваться тому, что у нас хорошо получается.”

Моей группе было трудно принять, что есть проблема

автор Маргарет Х.

Группе нужно признать хищническое поведение вопросом, достойным для обсуждения и нам нужно быть информированными по этому вопросу, чтобы обеспечить безопасность на собраниях. Если группа не хочет разбираться с этим, что произойдет с людьми, которые чувствуют себя жертвами подобного поведения? Они уйдут?

Медитация к 1 Традиции.
“Высшая Сила, я твой доверенный исполнитель, я хочу поддержать свою группу ДА и её главную цель. Пожалуйста, не дай мне забыть о том, что жизнь моего Сообщества и моё выздоровление зависят от моей готовности ставить благополучие группы выше собственной воли. Помоги мне уважать единство.”

Я знакома с несколькими людьми, которые перестали посещать собрания потому, что их номера телефонов использовались человеком, который преследовал людей, чтобы подержаться за руки. Моей группе было трудно признать, что это проблема.

4 Традиция.
“Каждая группа вполне самостоятельна, за исключением дел, которые затрагивают другие группы или сообщество ВДА в целом. Мы сотрудничаем со всеми двенадцати шаговыми программами.”

2 Традиция.
“В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет – любящий Бог, выраженный нашим групповым сознанием. Наши лидеры – это лишь доверенные исполнители, они нами не управляют.”

Я предоставила информацию, чтобы группе стало известно о проблеме. Мы добавили хищническое поведение в повестку нашего рабочего собрания. Я представила предложения по безопасности, которые использовали другие группы и предложила добавить что-то подобное в нашу преамбулу. Мы обсуждаем этот вопрос вот уже месяц. Возникают следующие комментарии:

  • “В нашей группе этого нет, поэтому нам не о чем беспокоиться.”
    Двое из нас ответили следующее: “Это происходит. Это произошло с нами.”
  • “Почему бы просто не обращать на это внимание?”
    Я ответила: “Я в ВДА нахожусь для того, чтобы замечать такое поведение.”
  • “Зачем нам портить человеку жизнь, называя его преследователем? Его же могут поместить в список сексуально-озабоченных.”
    Ответ: “Цель не в том, чтобы создать список сексуально-озабоченных; целью является создание безопасной обстановки на собраниях.”
  • “У нас безопасные собрания, зачем выносить этот вопрос на обсуждение и ставить людей в неловкое положение?”
    Ответ: “Пока не всем нам одинаково безопасно”
  • “Пока это не произошло со мной, я не считаю, что происходит что-то не то.”
    Пока на группе не принято никаких изменений.

Медитация к 2 Традиции.
“Высшая Сила, я понимаю, что мы слышим Твой голос через групповое сознание. Я прошу Тебя напоминать мне, что жизнь моей программы, и, следовательно, мое собственное выздоровление зависят от моей готовности ценить благополучие группы выше собственных желаний. Если я не соглашаюсь с общим мнением моих товарищей по служению, позволь мне отстаивать свои взгляды честно и уважительно. Позволь мне слышать и учитывать точку зрения других людей. Разреши мне отстаивать своё мнение, но поддерживать все решения группы, включая те, с которыми я могу не соглашаться. Да будет воля Твоя, а не моя.”

Те из нас, кто верит в существование этой проблемы, продолжат отстаивать необходимость изменений для обеспечения безопасности и для того, чтобы участники могли посещать собрания.

“Там ЛЕВ!”

автор Клинт. А

Многие из нас приходят в программу в нужде, пережившими сексуальное насилие и в замешательстве – настолько, что такие вещи, как здоровое взаимодействие с людьми или то, что нас ценят, может быть воспринято как сексуальность. Я говорю сейчас от лица мужчин, но это касается любого пола.

Я находился в программе довольно плотно на протяжении пяти лет и по-прежнему “гонялся” за женщинами, которые в программе год и менее, чтобы “помочь” им. Мне пришлось понять, что каждый из нас должен сам себе быть любящим родителем. Мне было очень тяжело перерасти этот импульс спасти новичка. Это созависимость, чрезмерно развитое чувство ответственности и можно назвать “хищническое” по своей природе. Я чувствовал, что это зависимость!

Указание в преамбуле, что у нас есть список телефонов для вопросов по ВДА, дало мне ясное понимание, что по ним нельзя звонить ни по каким другим вопросам, кроме выздоровления! Если в моей голове возникало что-то вроде “Я позвоню по теме выздоровления”, как предлог узнать, если она во мне заинтересована, я не звонил.

Мы узнаем это, когда увидим, но что мы сделаем с этим?

На моей домашней группе мужчины. которые не являлись её постоянными членами, выбирали женщину-новичка, чтобы пообщаться после собрания. К временной подспонсорной один из этих мужчин подошел и вовлек в сексуальные отношения на второй неделе её пребывания в ВДА. Это произошло на другом собрании, но я постоянно остерегался кого-либо, кого звали также. Когда он начал посещать собрания моей группы, он также “общался с женщинами-новичками” после собрания. Я был в замешательстве, потому, что я слышал о нём от попутчика, но что мы должны делать, когда у нас есть такая закрытая информация о ком-то?

9 Обещание
“Нам станет легче устанавливать здоровые границы.”

Если провести аналогию с хищничеством в дикой природе, то стадо всегда находится под наблюдением льва, который сидит в траве. Как только лев обнаружен, всё стадо предупреждено для защиты: “Там ЛЕВ!”. Когда мы не называем имена, это приводит к тому, что люди начинают шептаться, ускользают в страхе и никто не говорит “Уберите этого льва отсюда!” и поэтому просто уходят и стадо остается уязвимым.

Когда уместно другим членам группы вступаться?

Существуют косвенные случаи нарушения границ, которые не являются достаточно явными для того, чтобы другие члены могли вмешаться. Если мы вмешиваемся по любому поводу, это будет некомфортно для всех, и я считаю, что это возможность человека, который переживает болезненный опыт на в практике пробовать обозначать свои границы в безопасном месте. Однако, когда это происходит с новичками, они понятия не имеют, как это делать.

За все время моего посещения собраний, нам пришлось попросить не посещать наши собрания только одному человеку. В другой подобной ситуации нам пришлось создать сложный набор правил; они были так тщательно продуманы, что он ушел, и теперь мы остались с правилами, которым никто из нас не может следовать!

Теперь у меня есть аргументы

автор анонимный

На моей домашней группе еженедельно бывает по несколько новичков. Мы приняли в работу (посредством группового сознания и голосования) набор материалов, которые называются “Безопасность на группе ВДА”. Этот набор лежит на столе с литературой, поэтому каждый, кому интересно, может им воспользоваться. На каждом написано: “возьми один”.

“ВДА. Групповая безопасность”

Это набор с распечатками, найденными на сайте или опубликованными в ВДА, некоторые – Рабочей группой по решению проблемы хищнического поведения. Мы собрали этот набор для того, чтобы быстро процитировать информацию, которую можно использовать на группе, вместо того, чтобы приводить аргументы в состоянии неуклюжих хаотичных поисков по большой БКК. Гораздо проще действовать, а не реагировать. Высказывание на группе о том, что у нас есть эта информация в папке, может быть мягким сдерживающим фактором на собрании. Я упоминаю об этом время от времени в своих высказываниях или на рабочем собрании. У меня теперь есть аргументы для того, чтобы разбираться с межличностными ситуациями, которые я вижу, или которые случаются со мной перед собраниями, во время и после них. Я не могу изменить других людей, но я могу поменять свою обратную связь.

Заметка от Рабочей группы по решению проблемы хищнического поведения: Мы попросили автора этого высказывания поделиться копией материалов, которые были включены в папку, которая здесь описывается. Автор дал согласие и материалы теперь доступны для всех на странице рабочей группы – https:// acawso.org/2019/02/24/group-safety-foliofrom-costa-mesa-group-ca-837/.


Перспектива

автор Рабочая группа по решению проблемы хищнического поведения

Эти высказывания говорят сами за себя. Всё больше участников сообщества, испытывающих на себе хищническое поведение на собраниях ВДА и вокруг них, находят в себе мужество говорить об этом. В то же самое время, группы ВДА начинают понимать, что у них есть полномочия и ответственность решать проблему этого поведения на уровне группового сознания.

Мы благодарны за опыт, силу и надежду членов сообщества, которые участвовали в создании этого выпуска КомЛайна. Когда Рабочая группа по решению проблемы хищнического поведения рассматривала эти высказывания, то были выявлены определенные черты из Списка характерных особенностей (СХО), а также из Другого списка (ДС) которые синхронно проявляются в случаях хищнического поведения, и из-за этого жертва и преследователь застревают в бесконечном “танце” дисфункционального поведения.

  • 1. (СХО) Мы оказались в изоляции и стали бояться людей и властных фигур.
  • 1. (ДС) Пытаясь скрыть от людей свой страх перед ними и опасаясь оказаться в изоляции, мы парадоксальным образом сами становимся авторитарными личностями, внушаем страх и вынуждаем людей отстраняться от нас.
  • 5. (СХО) Мы занимаем позицию жертвы, и эта черта определяет наши любовные и дружеские отношения.
  • 5. (ДС) Мы действуем с позиции насильника, нас привлекают значимые отношения с людьми, которыми можно управлять и манипулировать.
  • 7. (СХО) Мы испытываем чувство вины, когда защищаем себя, а не уступаем другим.
  • 7. (ДС) Когда другие люди отстаивают себя, мы стараемся возбудить в них чувство вины.

Когда мы отыгрываем черты из Списка характерных особенностей, мы подвергаем риску личное выздоровление. Когда мы не обсуждаем этот вопрос открыто в процессе группового сознания на группе, мы рискуем воссоздать секретность дисфункциональной семьи на собрании ВДА, которая также угрожает нашему выздоровлению. По мере того, как мы узнаём больше о таком поведении, мы можем нарушить тишину и сфокусироваться снова на своём выздоровлении, как предлагается в Традиции 5!

Решение ВДА обещает нам, что “поскольку ВДА становится для вас безопасным местом, вы обретаете возможность выражать боль и страхи, которые раньше держали в себе, и освобождаетесь от стыда и вины, унаследованных из прошлого”. Чтобы это обещание сбывалось в нашей жизни, мы должны открыто обсуждать неудобные вопросы, которые отвлекают нас, чтобы снова травмировать либо же вообще отпугнуть.

Традиция 5.
“У каждой группы есть лишь одна цель – донести нашу весть взрослому ребёнку, который всё ещё страдает.”

У рабочей группы по решению проблемы хищнического поведения есть страница по этому вопросу на сайте ВСО ВДА (https://acawso. org/category/apb/) где представлены материалы, разработанные этой группой. Также есть материал, разработанный Интергруппой ВДА Национального Столичного Региона. В нём есть руководство для членов сообщества, а также для групп, которые можно использовать для решения проблемы неподобающего поведения (https://acawso.org/2018/07/27/addressinginappropriate-behaviors/) (на русском языке на сайте РКО, – прим. ред.).

Другим полезным ресурсом является набор утверждений для безопасности собраний, которые уже адаптированы для различных форматов собраний ВДА (https://acawso.org/2018/11/12/ examples-of-group-safetystatements/) (на русском языке на сайте РКО, – прим. ред.). Мы предлагаем вам посетить эти странички и посмотреть, если что-либо вам откликается. Как мы говорим на собраниях, возьмите то, что вам подходит, и оставьте остальное! Если у вас есть вопросы или комментарии по этой теме, пожалуйста, напишите нам на почту apb@acawso.org.


Оригинал вестника на английском языке.